14 сентября 2016

Три истории о бизнес-плане

Эта статья написана для тех читателей, которые все еще сомневаются, зачем нужен бизнес-план и что он дает.
События и персонажи, описываемые в статье, полностью вымышлены, и любое совпадение с происходившими в действительности событиями и реально живущими людьми случайно.


Бутик для Ларисы

Лариса была замужем за Евгением Ивановичем уже год. Все было хорошо. Евгений Иванович был на очень важной должности и выдавал разрешения на что-то там, на что Лариса не помнила. Да это и не важно, когда живешь в роскошном особняке и каждую неделю летаешь в Милан на шоппинг. Но однажды Ларисе стало скучно. И захотела она открыть свой бизнес, чтобы все по-честному, чтобы такой бутик увеличивал выручку, давал EBITDA* и чтобы о бутике Ларисы написали в Forbes. Лариса попросила стартовый капитал у Евгения Ивановича на открытие бизнеса.  Евгений Иванович умилился и таки выдал капитал. Но посоветовал жене составить бизнес-план. Сам он бизнесом никогда не занимался, но вроде слышал, что так положено при открытии нового бизнеса.


Лариса с бумажками возиться не захотела, тем более она глубоко разбиралась в вопросе. Посетив десятки, а то и сотни бутиков по всему миру она была в курсе последних трендов и уж точно могла бы создать самый лучший бутик в городе, где у нее по любому не было конкурентов. Лариса закупила только самые дорогие вещи от известных европейских дизайнеров и арендовала самое лучшее место на центральной улице города. Шло время, покупательниц в бутике было не очень много, а EBITDA у магазина все не появлялась. Лариса просила у мужа все больше и больше денег «на EBITDA», как она говорила мужу.  Но ничего не получалось.

Если бы у Ларисы был  полноценный бизнес-план с маркетинговым исследованием, она бы узнала, что ее потенциальные клиентки все равно предпочитают ездить в Милан на шопинг, тем более  из города недавно открылся прямой ежедневный рейс в Милан. Она бы также узнала, что высокие ставки аренды площади зачастую делают магазины на главной улице убыточными, но сетевые магазины осознанно идут на убытки, используя бутик на главной улице как дополнительную рекламу. Да и кризис, в конце концов, на дворе. В такое время продавать только самые дорогие вещи не самая лучшая идея. Но одна мечта у Ларисы все-таки сбылась. Она попала в Forbes. Это Евгений Иванович оплатил рекламный разворот. В общем, все было у Ларисы и Евгения Ивановича хорошо. А бутик они закрыли.
* EBITDA – операционная прибыль до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации.

Несерьезные инвесторы

Перед кризисом затеял Потапчук новое грандиозное строительство – офисно-торгово- жилой комплекс на двадцать этажей. Но вот беда ― во время кризиса закончились у Петра Тарасовича деньги. Хорошо еще, что строил не за кредитные ресурсы, а за свои кровные. Уже два года стоял недострой и мозолил глаза, а денег все также не хватало. Решил Потапчук привлечь инвестора. Он разослал предложения всем инвесторам, которых смогла найти в гугле его секретарша. И инвесторы нашлись. Правда, не сразу. Сначала ответил представитель инвестиционного фонда и сказал, что готов рассмотреть возможность сотрудничества, но перед этим хочет увидеть бизнес-план, а потом еще один, такой же, тоже хотел посмотреть бизнес-план. Таких пробивальщиков Потапчук посылал куда подальше. Если ты серьезный инвестор, так приезжай и посмотри на все своими глазами, так считал Петр Тарасович. А там и в ресторане посидим, да еще в сауне отдохнем после охоты, и глядишь, по рукам и ударим. А все эти смотрители бизнес-планов пускай идут десятой дорогой.

И появился, наконец, нормальный инвестор. Посидели с ним в ресторане, все обговорили и побили по рукам. Инвестор предложил переделать проект, вместо офисно-торгово- жилого комплекса на двадцать этажей сделать офисно-гостинично-торгово- жилой комплекс этажей на тридцать. А для этого надо заказать новый проект, но не у абы кого, а у всемирно известной европейской архитектурной компании Cheat & Fraud Co.  Раз дело серьезное, то нет вопросов. Потапчук оплатил аванс в 200,000 долларов и стал ждать нового суперпроекта элитного комплекса. Но после перечисления денег и архитектурная фирма, и серьезный инвестор исчезли с концами. А тут еще к Петру Тарасовичу нагрянула прокуратура, и пришлось Потапчуку платить взятку, чтобы закрыть дело и за ТРЦ на месте сквера и за снос особняка. В общем, нету в стране инвестиционного климата и инвесторы все сплошь несерьезные.

Картонный стартап

После того, как переезд, наконец, состоялся, Олег задумался, а почему бы не помогать людям и открыть интернет магазин, продающий картонные коробки, скотч и все необходимое для переезда. Можно даже одновременно помогать в погрузке и транспортировке, чтобы клиент получал полный комплекс услуг. И звучное название Олег быстро придумал ― korobok.net. Олег сделал несколько звонков и выяснил, что на картонно-бумажном комбинате  можно заказать оптом коробки по низкой цене, скотч можно купить на оптовой базе канцтоваров, с грузчиками можно договориться.  Но для доставки товаров нужна была собственная машина, а ее у Олега не было, кроме того на первоначальную закупку товара и рекламу тоже были нужны деньги.
Как раз в это время в городе проходил конкурс стартапов, на котором молодые предприниматели могли презентовать свои проекты и получить грант. Для этого нужно было представить бизнес-план и презентацию проекта. Друзья Олега считали, что на этом конкурсе все равно победит подставной участник и денег никто не даст. Но Олег все-таки решил попробовать.  Он засел за бизнес-план, но  с начала  у него ничего не получалось. Идея, которая у него в голове была блестящей, никак не хотела ложиться на бумагу. И тогда Олег обратился к консалтинговой компании, которая занималась разработкой бизнес-планов. Для начала эти ребята сформулировали вопросы, на которые нужно ответить перед работой над бизнес-планом. Какова емкость рынка, то есть, сколько хотя бы ориентировочно переездов совершается каждый год в городе, какую цену за услугу korobok.net готовы заплатить потенциальные клиенты, как наиболее эффективно увеличить узнаваемость компании, насколько можно оптимизировать себестоимость и так далее.

Шаг за шагом бизнес-план начал вырисовываться. На основе собранной информации консалтинговая компания подготовила прогнозную финансовую модель будущих денежных потоков, которая показывала неплохую будущую прибыль проекта даже на основе довольно консервативных показателей. На конкурсе презентация Олега привлекла внимание венчурных инвесторов, и он получил грант в 50,000 долларов США. А ровно через год после победы на конкурсе, korobok.net не только завоевал рынок в своем городе, но и вышел на рынки других городов страны. 

Компания Expert Consulting готова помочь в подготовке бизнес-плана, благодаря которому Вы сможете воплотить в жизнь все свои самые удачные идеи.




Последние новости

Буду рад видеть вас - заходите, читайте